Создание и применение интерактивных
тестов на уроках химии
Автор:
Русецкая Ольга Порфирьевна, учитель химии
Место работы:
МОУ СОШ № 7 г. Ноябрьска, ЯНАО,
Тюменской области.
Одной
из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять
контроль знаний учащихся. Формы контроля, применяемые учителями, очень
разнообразны, но наиболее часто используются письменный или устный опросы. К
сожалению, эти формы не лишены недостатков. В современной школе все большее
значение приобретают различные формы тестов
в связи с тем, что основной формой сдачи экзаменов является
тестирование. Реальность требует формировать у учащихся навык работы с
тестовыми заданиями в течение года. Во время таких тренировок развиваются
соответствующие психотехнические навыки саморегулирования и самоконтроля. Тестирование ставит всех учащихся в
равные условия, практически исключая субъективизм преподавателя. Одним из
основных достоинств тестирования является минимум временных затрат на получение
надежных итогов контроля. При тестировании используют как бумажные, так и
электронные варианты. Последние особенно привлекательны, так как позволяют
получить результаты практически сразу по завершении теста.
Тестирование
в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую,
обучающую и воспитательную.
Диагностическая функция
заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. По
объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все
остальные формы педагогического контроля.
Обучающая функция
тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению
учебного материала.
Воспитательная функция
проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это
дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить
и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Применение
электронных изданий в учебном процессе облегчает проведение урока, позволяет
использовать индивидуальный, дифференцированный подход при осуществлении
обратной связи между учеником и учителем, оказывает существенную помощь учителю
при подготовке к уроку. Интерактивные обучающие задания оказывают положительное
влияние на мотивацию учащихся и их интерес к изучаемому материалу. Готовые электронные пособия не всегда
соответствуют конкретным условиям: особенностям класса, требованиям программы,
целям урока, поэтому учитель может научиться составлять интерактивные тесты,
используя доступные программы. С целью повышения своего уровня компьютерной
грамотности, мною были освоены программы: Hot Potatoes, AD Tester, Knowing, MyTest,
Power
Point
(Сеть творческих учителей. Мастер-класс «Создание интерактивных тестов»). Эти
программы распространяются бесплатно, и их может использовать каждый учитель.
Кроме того, к созданию тестов можно привлекать учеников.
Компьютерное
тестирование позволяет заинтересовать учащихся, которые любят выполнять задания
на компьютере, а таких немало. В интерактивных обучающих заданиях используются
компьютерные модели, демонстрируются фотографии и видеоизображения реальных
объектов, что позволяет учащимся получить более полное представление о строении
и свойствах веществ. Результаты
анкетирования учащихся подтверждают целесообразность использования
интерактивных тестов: 91% учащихся
ответили, что им нравится работать с интерактивными обучающими заданиями, а у
85% учащихся увеличился интерес к изучению химии. Учащиеся отмечают, что
усвоение знаний происходит легче, полученная информация усваивается достаточно
прочно. Учащиеся работают с тестами не
только на уроках, но и дома при выполнении домашних заданий и подготовке к
экзаменам. Применение интерактивных тестов способствует повышению уровня
информационной и коммуникативной грамотности учителя и учащихся и направлено на
решение важнейшей задачи образования - научить выпускника школы
плодотворно трудиться в мире глобальной информатизации.
Краткая характеристика программ для
создания тестов
Hot
Potatoes - инструментальная
программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно
создавать интерактивные задания и тесты для контроля и самоконтроля учащихся
без знания языков программирования и привлечения специалистов. С помощью
программы можно создать 10 типов упражнений и тестов по различным дисциплинам с
использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации. Особенностью
этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном
формате веб-страницы. В этой программе удобно составлять кроссворды, которые
можно использовать в интерактивном и печатном варианте. ADTester. Пакет программ, предназначенный для проведения тестирования. С помощью
ADTester возможна организация проведения тестирования в любых образовательных
учреждениях. Тестирование может проводиться как с целью выявления знаний
учащихся в той или иной области, так и для обучающих целей. Программа проста в установке и использовании, доступна для учителей, не владеющих
знаниями программирования.
«MyTest». Пакет программ
(тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов) для создания и
проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления
оценки по указанной в тесте шкале. С помощью программы MyTest возможна
организация и проведение тестирования в
любых образовательных учреждениях как с целью выявить уровень знаний по любым
учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. Knowing. Программа позволяет создавать тесты и
автоматически оценивать результаты тестирования. Эта программа проста в
использовании. Но функции ограничены, например, отсутствуют подстрочные и
надстрочные индексы, можно составлять задания только с одним выбором ответа.
Источники информации
Сайты для
скачивания программ
1.
http://www.adtester.org/
2.
http://www.videoshow.narod.ru/Knowing.exe
3.
http://mytest.klyaksa.net/htm/index.htm /
Методические
материалы для освоения программ
4. Создание интерактивных тестов. Сеть
творческих учителей. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=131642&lib_no=181679&tmpl=lib
5. Томилова Н.В.
Программа MyTest.
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=131642&lib_no=183087&tmpl=lib
6. http://hotpot-anna.narod.ru/lessons.htm. Шмыр А.С.
Использование программ Hot Potatoes v 6.0 для создания интерактивных заданий,
тестов и кроссвордов.
7. http://orucezkaya.ucoz.ru/load/adtester/7-1-0-46. Русецкая О.П.Уроки
освоения программы ADTester.
8. Русецкая О.П. Тест
в программе ADTester по теме: «Кристаллические решетки». http://orucezkaya.ucoz.ru/load/test_po_teme_quot_kristallicheskie_reshetki_quot/7-1-0-49
9. Русецкая О.П. Советы по созданию тестов с помощью программы Knowing.
http://orucezkaya.ucoz.ru/load/sozdanie_interaktivnykh_testov_v_programme_knowing/7-1-0-50.
|