Билет №4 Опыт. Проведите реакции, характерные для кислот (на примере хлороводородной кислоты).
Ответ Кислоты – это электролиты, которые в водных растворах диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотных остатков. НСl – одноосновная, бескислородная, сильная кислота. Рассмотрим химические свойства кислот на примере соляной кислоты. Я проделал(а) реакции, характерные для кислот на примере соляной кислоты и убедился (лась) в том, что кислоты взаимодействуют: 1. С индикаторами (метилоранж в кислотах становится красным, лакмус – розовым, фенолфталеин остаётся бесцветным). НСl → Н + + Сl- (признак реакции – изменение окраски индикаторов)
2. С металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов до водорода, при этом выделяется водород: Мg + 2НСl → Мg Сl2 + H2↑ Мg0 + 2Н + + 2Сl- → Мg2+ + 2Сl- + H2↑ Мg0 + 2Н + → Мg2+ + H2↑ (признак реакции – выделение газа)
3. С основными оксидами, при этом получаются соль и вода: СаО + 2Н+ + 2Сl- → Са2+ + 2Сl- + H2О СаО + 2Н+ → Са2+ + H2О (признак реакции – растворение окида кальция, при этом выделяется энергия, смесь закипает)
4. С основаниями, при этом получаются соль и вода: Сu(OH)2 + 2НСl → Сu Сl2 + 2 H2О Сu(OH)2 + 2Н + + 2Сl- → Сu 2+ + 2Сl- + 2 H2О Сu(OH)2 + 2Н + → Сu 2+ + 2 H2О (признак реакции – растворение студенистого осадка гидроксида меди (II))
5. C солями более слабых или летучих кислот: СаСО3 + 2НСl → Са Сl2 + СО2↑ + H2О СаСО3 + 2Н + + 2Сl- → Са2+ + 2Сl- + СО2↑ + H2О СаСО3 + 2Н + → Са2+ + СО2↑ + H2О (признак реакции – выделение газа)
Билет № 5
Опыт. Получите и соберите кислород. Докажите наличие этого газа в сосуде.
I. Получение кислорода. Существует несколько лабораторных способов получения кислорода. Кислород можно получить: • при нагревании бертолетовой соли: 2КСlO3 → 2КСl + 3O2 • разложением нитратов: 2КNO3 → 2КNO2 + O2 • разложением перманганата калия: 2KMnO4→ K2MnO4 + MnO2 + O2 • электролизом воды: 2Н2О → 2Н2+ O2 • из пероксида водорода: 2Н2О2 катализатор→ 2Н2О + O2
Для получения кислорода я использовал(а) пероксид водорода. В пробирку поместил(а) пероксид водорода, добавил(а) для ускорения реакции катализатор - оксид марганца (IV), закрыл(а) пробирку пробкой с газоотводной трубкой, конец трубки опустил(а) в стакан-газосборник. Через некоторое время убедился(лась) в том, что в стакане собрался кислород. Для этого опустил(а) в стакан с кислородом тлеющую лучинку, она ярко загорелась, так как кислород поддерживает горение. Таким образом, я получил(а) кислород, собрал(а) его в сосуд способом вытеснения воздуха, доказал(а) наличие кислорода в стакане, и пронаблюдал(а) его физические свойства.
II.Физические свойства Кислород – газ, без цвета, запаха и вкуса, малорастворим в воде, тяжелее воздуха, поддерживает горение и необходим для дыхания.
|