Среда, 24.04.2024, 05:46

Персональный сайт учителя химии Русецкой Ольги Порфирьевны

Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Меню сайта
Категории каталога
Педогагические технологии [11]
Планирование 8 класс [3]
Планирование 9 класс [2]
Планирование 10 класс [2]
Планирование 11 класс [3]
8 класс [4]
9 класс [1]
10 класс [2]
11 класс [2]
Внеклассная работа [1]
Наш опрос
Ваше отношение к курению
Всего ответов: 510
Мини-чат
Главная » Файлы » Для учителя » Планирование 8 класс

Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента гос. стандарта
[ ] 20.02.2009, 12:34
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

О преподавании учебного предмета «Химия» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования

I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников обра-зовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного про-цесса
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение рав-ных возможностей для всех граждан в получении качественного образования; единства образо-вательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и со-хранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных про-грамм на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования; социальной защищенности обучающихся; социальной и профессиональной защи-щенности педагогических работников; прав граждан на получение полной и достоверной ин-формации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уров-ню подготовки выпускников образовательных учреждений; основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образователь-ным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.

Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в об-разовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.


Государственный стандарт общего образования является основой разработки федераль-ного базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного об-щего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Россий-ской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учеб-ным предметам; объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреж-дений; объективной оценки деятельности образовательных учреждений; определения объема бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвоз-мездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации; уста-новления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации; установления федеральных требований к образовательным учреждени-ям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.

Государственный стандарт общего образования включает три компонента: федеральный компонент, региональный (национально-региональный) компонент и компонент образователь-ного учреждения.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7) и Концепцией мо-дернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.; одобрен решением кол-легии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.


Федеральный компонент государственного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В соответствии со страте-гией модернизации он выстроен как средство развития отечественного образования, системного обновления его содержания.
Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего обра-зования, обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образо-вательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные про-граммы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Он устанавливает обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уров-ню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся , а также нормативы учебного времени.


Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); внутри ступеней – по учебным предметам.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование яв-ляется обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федераль-ный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: пер-вый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) об-щее образование.
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образо-вания представлен на базовом и профильном уровнях.


Порядок ввода федерального компонента государственного стандарта общего обра-зования. Федеральный компонент вводится с 2005/2006 учебного года в IX классах для органи-зации предпрофильной подготовки; с 2006/2007 учебного года в I, V и X классах. Поэтапный период ввода стандарта завершается в 2010 году. Образовательные учреждения по мере готов-ности и по решению учредителя имеют право вводить федеральный компонент с 2004/2005 учебного года. Кроме того, уже с 2004 года федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, дея-тельности Федерального экспертного совета, групп по подготовке Единого государственного экзамена, авторов рабочих учебных программ и учебников.

II. Место учебного предмета «Химия» в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (далее – ФБУП), разработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии обра-зования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об ут-верждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Россий-ской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312.


ФБУП вводится в том же порядке, что и федеральный компонент государственного стан-дарта общего образования.
В федеральном компоненте ФБУП определено количество учебных часов на преподава-ние учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образо-вания. При этом установлено годовое распределение часов, что дает возможность образова-тельным учреждениям перераспределять нагрузку в течение учебного года, использовать мо-дульный подход, строить рабочий учебный план на принципах дифференциации и вариативно-сти.
Федеральный базисный учебный план устанавливает нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам, а также объемы регионального (национально-регионального) компонента государствен-ного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения.
В примерных учебных планах выделяются 2 блока предметов федерального компонента – базовые общеобразовательные предметы и профильные общеобразовательные предметы. Кроме того, учебные планы включают предметы регионального компонента и элективные кур-сы по выбору школьников.


Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения – являются новым элементом учебного плана.
Набор профильных и элективных учебных предметов на основе базовых общеобразова-тельных учебных предметов позволяет составить индивидуальную образовательную траекто-рию для каждого школьника.


Элективные предметы реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять не-сколько функций:
- дополнять содержание профильного курса;
- развивать содержание одного из базовых курсов;
- удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников, выходящих за рам-ки выбранного ими профиля.
В примерных учебных планах для некоторых возможных профилей на элективные учеб-ные предметы, учебные практики, проекты, исследовательскую деятельность отводится от 8 до 12 недельных учебных часов на два года обучения.
В соответствии с федеральным компонентом базисного учебного плана на изучение хи-мии в основной школе отводится 140 часов (8 класс - 70 ч., 9 класс – 70 ч.) В средней (полной) школе вводятся два уровня изучения химии: базовый и профильный. На базовом уровне на изу-чение химии выделяется 70 часов (по 1 ч. в неделю в 10 и 11 классах); на профильном уровне - 210 часов (по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах).


Изучение химии на базовом уровне предполагается в классах физико-математического, информационно-технологического, индустриально-технологического, соци-ально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей, а также при обучении в непрофильных классах или в так называемых классах универсального (общеобразовательного) профиля.
Изучение химии на профильном уровне предполагается осуществлять в классах физико-химического, химико-биологического, биолого-географического, агро-технологического про-филей.
В классах социально-экономического, социально-гуманитарного, филологического, худо-жественно-эстетического, психолого-педагогического профилей учебными планами предусмат-ривается возможность включения химии (наряду с физикой и биологией) в состав курса «Есте-ствознание», изучаемого по 3 ч. в неделю в 10 и 11 классах.


Независимо от профиля обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к химии и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на ее изучение путем предоставления возможности выбора элективных курсов по химии.
При большом числе учащихся, желающих изучать химию углубленно, школа имеет пра-во добавлять на изучение химии к 3 недельным часам, предусмотренным для профильного уровня, еще 2 часа в неделю за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на электив-ные курсы. Содержание учебного материала, дополняющего программу по химии профильного уровня, не регламентируется. Ориентиром для учителей химии могут служить авторские про-граммы и учебники для школ (классов) с углубленным изучением химии, а также программы элективных курсов.
Преподавание курса химии в классах универсального, социально-экономического, соци-ально-гуманитарного, филологического, художественно-эстетического, психолого-педагогического профилей может осуществляться в объеме 2-х часов в неделю. В этом случае дополнительный 1 час в неделю берется из числа часов, отводимых на элективные курсы. Тре-бования к подготовке учащихся определяются стандартом по химии для базового уровня.

III. Федеральный компонент образовательного стандарта по химии
Федеральный компонент содержит три стандарта по химии: для основного общего обра-зования; для среднего (полного) общего образования на базовом уровне; для среднего (полного) общего образования на профильном уровне.
Каждый из стандартов включает:
- цели;
- обязательный минимум содержания основных образовательных программ;
- требования к уровню подготовки выпускников.


Цели изучения химии

• освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необхо-димых для понимания научной картины мира;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных хи-мических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных техно-логий и получении новых материалов;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе само-стоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потреб-ностями;
• воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, не-обходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
• применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лабо-ратории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; про-ведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – обоб-щенное содержание химического образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум по химии представлен в форме набора предмет-ных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образова-тельные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образо-вания. Обязательный минимум распределяет учебный материал по ступеням общего образова-ния, обеспечивает их преемственность и представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.


Обязательный минимум по химии не устанавливает последовательность изучения отдель-ных тем на каждой ступени общего образования, а также нормативы учебного времени, отво-димого на их изучение.
В обязательном минимуме прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников по химии – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента госу-дарственного стандарта общего образования по химии, необходимые для получения государст-венного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования разработаны в соот-ветствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учеб-ным предметам. Требования задаются в деятельностной форме и определяют, что в результате изучения химии учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни. Требования служат основой для разработки контрольно-измерительных материалов по химии, которые используются при государственной аттестации выпускников об-разовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

IV. Концептуальные основы образовательного стандарта по химии
Новизна образовательных стандартов по химии
Новизну подходов к разработке государственных образовательных стандартов по химии определил учет научного и социального аспектов химии, современных тенденций совершенст-вования содержания образования - усиление его личностной ориентации и практической на-правленности , повышение развивающего и воспитывающего потенциала всех его компонентов.
Основу федерального компонента государственного образовательного стандарта соста-вили те элементы содержания, образовательная ценность которых подтверждена отечественной и мировой практикой преподавания химии в школе. Они составили систему знаний о неоргани-ческих и органических веществах, их составе, строении и свойствах, о химических реакциях, их сущности и закономерностях протекания, об использовании веществ и химических превраще-ний, о возникающих при этом экологических (как правило, в результате промышленного про-изводства химических веществ и материалов), а также нравственно-социальных (производство и распространение наркотических веществ и т.п.) проблемах и путях их решения. Усвоение этой системы знаний имеет решающее методологическое, познавательное, прикладное и обще-культурное значение.

Разгрузка содержания образования по химии
В ходе реализации предложенного подхода к разработке стандарта по химии была про-ведена разгрузка обязательного минимума содержания основного общего образования. Пре-жде всего был исключен материал, в котором излишне детально излагались отдельные вопросы строения вещества (атомные орбитали и электронные конфигурации, аллотропия, донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи, геометрия молекул, изомерия и ряд других). Такие понятия как гидратация, гидролиз, электролиз, химическое равновесие, а также вопросы промышленного производства химических веществ и материалов отнесены к обяза-тельному минимуму содержания среднего (полного) общего образования. Разгрузке призвано способствовать также выделение материала курсивом (во всех трех стандартах), который под-лежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Это отно-сится, в частности, к следующим элементам содержания:
- скорость химической реакции и ее зависимость от различных факторов (основное об-щее образование);
- особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов, водород-ный показатель (рН среды), азотистые гетероциклические основания и нуклеиновые кислоты (базовое среднее образование);
- понятие о переходном комплексе, циклические формы моносахаридов, принципы ком-плиментарности в построении двойной спирали дезоксирибонуклеиновой кислоты (профильное среднее образование).
Все это позволило без снижения уровня изучения химии сократить объем учебного ма-териала, выносимого на итоговый контроль, и защитить учеников от завышенных требований к уровню их знаний и умений при итоговом контроле. Элементы знаний, выделенные курсивом, позволяют сохранить высокий уровень преподавания химии.

Реализация внутрипредметных связей
Преемственность между ступенями образования обеспечивается тем, что основу обоих стандартов – основного общего и среднего базового образования – составляет система фундаментальных знаний о периодическом законе химических элементов Д.И.Менделеева и структурной теории строения органических соединений, а также теорий строения атомов, хи-мической связи и электролитической диссоциации.
Вместе с тем два уровня образовательного стандарта среднего (полного) общего обра-зования – базовый и профильный – существенно различаются по своим целям и содержанию.
В стандарте базового уровня система знаний, будучи дополнена блоками содержания, имеющего прикладной и культурологический характер, призвана прежде всего обеспечить вы-пускнику средней (полной) школы возможность ориентироваться в общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией.
В стандарте профильного уровня система знаний о химических элементах и свойствах их соединений расширяется и углубляется на основе представлений о строении вещества, химиче-ской связи и закономерностях протекания химических реакций, рассматриваемых с точки зре-ния химической кинетики и химической термодинамики. Тем самым обеспечивается подготов-ка выпускников школы к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, профиль которых предусматривает изучение химии, и последующей профессио-нальной деятельности.

Реализация деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов
Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Деятельностный подход прежде всего отражается в формулировках требований к уров-ню подготовки выпускников, предусматривающих овладение определенными способами по-знавательной деятельности, свойственными химии. Они направлены на то, чтобы определять и распознавать (в том числе опытным путем) состав веществ и их принадлежность к соответст-вующему классу соединений, виды химической связи, типы химических реакций; характеризо-вать химические элементы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева, связь между составом, строением и свойствами веществ; объяснять закономерности изменения свойств химических элементов, природу и способы образования химической связи, сущность хиических реакций и закономерности их протекания и т.п.


Для выполнения этих требований нужно организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение химических явлений, проведение опытов и эксперимен-тальных исследований по выявлению закономерностей, а не просто сообщать школьникам сис-тему готовых знаний. Учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований химических явлений. Учитель должен контролиро-вать не запоминание текста учебника, а правильные и успешные познавательные действия уче-ника.
Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешности обучения химии всех учащихся. В результате ос-воения содержания образования по химии учащиеся получают возможность расширить круг учебных умений, навыков и способов деятельности.

Образовательный стандарт по химии включает систему прикладных знаний и умений, значимых для самого ученика, востребованных в повседневной жизни, важных для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Это вопросы обеспечения собственной безопас-ности в процессе использования веществ и определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Приоритетной задачей преподавания школьного курса химии на этапах основного и среднего (полного) общего образования является совершенствование методики формирования следующих видов деятельности:
- познавательной деятельности, предполагающей использование для познания окру-жающего мира наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования; приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функцио-нальных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать ори-гинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение само-стоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки;
- информационно-коммуникативной деятельности, предполагающей развитие способ-ности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение; приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информа-ции, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать опреде-ления, приводить доказательства; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, пре-зентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными ви-дами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование эти-ческим нормам и правилам ведения диалога и диспута.
- рефлексивной деятельности, предполагающей приобретение умений контроля и оцен-ки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отно-шения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Овладение этими видами деятельности как существенными элементами культуры явля-ется необходимым условием развития и социализации школьников.

V. Соотношение содержания стандартов и примерных программ
Примерные программы выполняют две основные функции:
информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных харак-теристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.


Примерные программы по химии для основного общего образования, среднего (полного) общего образования на базовом уровне и среднего (полного) общего образования на профиль-ном уровне составлены на основе федерального компонента государственного стандарта обще-го образования. В примерных программах отражены требования к знаниям и умениям учащих-ся, заданные стандартом, произведено разделение учебного материала на обязательный, вклю-ченный в требования к уровню подготовки выпускников школы, и подлежащий изучению, но в обязательные требования не включенный. Примерные программы дают примерное распре-деление учебных часов по разделам курса, конкретизируют содержание образовательного стан-дарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, воз-растных особенностей учащихся, определяют минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, а также лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. В этих программах выделен резерв учебного времени. Примерные программы являются ориентиром при составлении авторских учебных про-грамм и учебников, а также могут использоваться учителем при тематическом планировании курса. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить иной подход к структурированию учебного материала, иную последовательность его изучения, а также собст-венное видение путей формирования системы химических знаний, развития умений и способов деятельности учащихся. Примерные программы не сковывают творческую инициативу учите-лей и предоставляют широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса при сохранении единого образовательного пространства. VI. Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК Внедрение образовательного стандарта по химии призвано обеспечить возможность су-щественного снижения учебной нагрузки школьников. Однако для реализации этой возможно-сти необходимо понимать, что стандарты определяют только нижнюю границу содержания образования по химии. Каждый автор имеет право на составление собственной программы и создание учебника, соответствующего этой программе. Любые авторские программы и учебни-ки должны обязательно включать в себя минимум содержания образования, определенный стандартом. Для того чтобы новый образовательный стандарт оказал существенное влияние на реальное состояние дел в школе, авторам необходимо привести свои программы и учебники в соответствие с требованиями стандартов. Вместе с тем авторы имеют право включать в программы и учебники дополнительный материал, объем которого (вместе с обязательным минимумом) не должен превышать возмож-ностей, предоставляемых базисным учебным планом курсу химии для данной ступени и про-филя обучения. В связи с утверждением образовательных стандартов по химии необходимо дорабо-тать или переработать практически все существующие учебники. Особенно это относится к УМК по курсу химии базового уровня для средней (полной) школы. Федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий , реко-мендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2004/2005 учебный год, утверждены приказом Минобразования России от 15 января 2004 г. № 111. Руководители школ имеют право выбирать учебники только из числа учебников, ука-занных в этом Перечне.

Категория: Планирование 8 класс | Добавил: Zaya
Просмотров: 10159 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 2.8/4
Всего комментариев: 0