ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента госу-дарственного стандарта основного общего образования. Примерная программа конкретизирует содержание стандарта, дает примерное распре-деление учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного про-цесса, возрастных особенностей учащихся. В примерной программе определен перечень де-монстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Примерная программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспита-ния и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежу-точной аттестации учащихся.
Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных про-грамм и учебников. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса химии в основной школе, за пределами которого остается возможность ав-торского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников химии могут предложить собственный подход в части структурирования и определения последовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социали-зации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образо-вательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в основной школе. Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное со-держание с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по раз-делам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уров-ню подготовки выпускников основной школы по химии. В примерной программе представ-лено минимальное по объему, но функционально полное содержание.
Общая характеристика учебного предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зави-симости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, иссле-дование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях полу-чения веществ, материалов, энергии. Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глубине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно ба-зироваться на содержании примерной программы, которое структурировано по шести бло-кам:
Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии; Вещество; Химическая реакция; Элементарные основы неорганической химии; Первона-чальные представления об органических веществах; Химия и жизнь. Содержание этих учеб-ных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на достижение целей химиче-ского образования. Цели Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике; • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический экспе-римент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химиче-ских реакций; • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответст-вии с возникающими жизненными потребностями; • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов ес-тествознания и элементу общечеловеческой культуры; • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окру-жающей среде. Место предмета в базисном учебном плане Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Рос-сийской Федерации отводит 140 часов. В том числе по 70 часов в VIII и IX классах, из рас-чета – 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, вне-дрения современных методов обучения и педагогических технологий. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных уме-ний и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом на-правлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего об-разования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил пове-дения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Результаты обучения Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню под-готовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направле-ны на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентирован-ного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овла-дение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ори-ентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собст-венного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который ус-ваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятель-ности, в том числе творческой: объяснять, характеризовать, определять, составлять, распо-знавать опытным путем, вычислять. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельно-сти и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного про-цесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час) МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ ( 8 час). Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химиче-ском анализе и синтезе. Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Пра-вила безопасности. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. Получение газообразных веществ.
Демонстрации Образцы простых и сложных веществ. Горение магния. Растворение веществ в различных растворителях. Лабораторные опыты Знакомство с образцами простых и сложных веществ. Разделение смесей. Химические явления (прокаливание медной проволоки; взаимодействие мела с кисло-той). Практические занятия Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории. Очистка загрязненной поваренной соли. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества. ВЕЩЕСТВО ( 25 час). Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Качественный и количественный состав вещества. Простые вещества (металлы и неме-таллы). Сложные вещества (органические и неорганические). Основные классы неорганиче-ских веществ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделее-ва. Группы и периоды периодической системы. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение элек-тронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления. Состав-ление формул соединений по валентности (или степени окисления). Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металличе-ская). Демонстрации Химические соединения количеством вещества в 1 моль. Модель молярного объема газов. Коллекции нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Возгонка йода. Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями. Образцы типичных металлов и неметаллов. Расчетные задачи Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ (15 час). Химическая реакция. Уравнение и схема химической реакции. Условия и признаки хи-мических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исход-ных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; погло-щению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и со-лей в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Демонстрации Реакций, иллюстрирующих основные признаки характерных реакций Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Лабораторные опыты Взаимодействие оксида магния с кислотами. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств. Практические занятия Выполнение опытов, демонстрирующих генетическую связь между основными клас-сами неорганических соединений. Расчетные задачи Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из про-дуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ (62 час). Водород, физические и химические свойства, получение и применение. Кислород, физические и химические свойства, получение и применение. Вода и ее свойства. Растворимость веществ в воде. Круговорот воды в природе. Галогены. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. Сера, физические и химические свойства, нахождение в природе. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Аммиак. Соли аммония. Азот, физические и химические свойства, получение и приме-нение. Круговорот азота. Оксиды азота (II и IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ – свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода. Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Стекло. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделее-ва. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралю-миний, бронза). Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями. Ряд напряжений металлов. Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Демонстрации Взаимодействие натрия и кальция с водой. Образцы неметаллов. Аллотропия серы. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Распознавание соединений хлора. Кристаллические решетки алмаза и графита. Получение аммиака. Лабораторные опыты Знакомство с образцами металлов и сплавов (работа с коллекциями). Растворение железа и цинка в соляной кислоте. Вытеснение одного металла другим из раствора соли. Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, сульфидами, сульфатами, нитратами, карбонатами, силикатами). Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия. Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат-анионов и катионов аммония, натрия, ка-лия, кальция, бария. Практические занятия Получение, собирание и распознавание газов (кислорода, водорода, углекислого газа). Решение экспериментальных задач по химии теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств». Решение экспериментальных задач по теме: «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств».
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ ( 10 час). Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Представления о полимерах на примере полиэтилена. Демонстрации Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки. Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Образцы изделий из полиэтилена. Качественные реакции на этилен и белки. Практические занятия Изготовление моделей углеводородов. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ ( 6 час). Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применени-ем. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых про-дуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, из-вестняк, стекло, цемент). Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. Демонстрации Образцы лекарственных препаратов. Образцы строительных и поделочных материалов. Образцы упаковок пищевых продуктов с консервантами. Практические занятия Знакомство с образцами лекарственных препаратов. Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены. РЕЗЕРВ СВОБОДНОГО УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ – 14 ч. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В результате изучения химии ученик должен знать / понимать • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций; • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относи-тельные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реак-ций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстанови-тель, окисление и восстановление; • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периоди-ческий закон; уметь • называть: химические элементы, соединения изученных классов; • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемен-та, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена; • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их по-ложения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ; • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определен-ному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления эле-мента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реак-ций ионного обмена; • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строе-ния атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения хими-ческих реакций; • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; рас-творы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы; • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массо-вую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству веще-ства, объему или массе реагентов или продуктов реакции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • безопасного обращения с веществами и материалами; • экологически грамотного поведения в окружающей среде; • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; • критической оценки информации о веществах, используемых в быту; • приготовления растворов заданной концентрации.
|