ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ (ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Примерная программа по химии составлена на основе федерального компонента государ-ственного стандарта среднего (полного) общего образования. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по основным разделам курса и реко-мендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпред-метных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей уча-щихся. В примерной программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчетных задач.
Примерная программа выполняет две основные функции: Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных харак-теристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников и определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса химии в старшей школе на профильном уровне, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.
Составители учебных программ и учебни-ков химии могут предложить собственный подход в части структурирования и определения по-следовательности изучения учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению курса химии в стар-шей школе на профильном уровне.
Структура документа
Примерная программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержа-ние с примерным (в модальности «не менее») распределением учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по химии на профильном уровне. В примерной програм-ме представлено минимальное по объему, но функционально полное содержание.
Общая характеристика учебного предмета Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимо-сти их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Поэтому, как бы ни различались авторские программы и учебники по глу-бине трактовки изучаемых вопросов, их учебное содержание должно базироваться на содержа-нии примерной программы, которое структурировано по пяти блокам: Методы научного позна-ния; Основы теоретической химии; Неорганическая химия;
Органическая химия; Химия и жизнь. Содержание этих учебных блоков в авторских программах может структурироваться по темам и детализироваться с учетом авторских концепций, но должно быть направлено на дос-тижение целей химического образования в старшей школе.
Цели Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей: • освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необхо-димых для понимания научной картины мира; • овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; вы-полнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про-цессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; слож-ных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии; • воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окру-жающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений; • применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лабо-ратории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; про-ведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Место предмета в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Фе-дерации отводит часов для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе сред-него (полного) общего образования на профильном уровне.
Примерная программа рассчитана на 210 учебных часов. При этом в ней предусмотрен ре-зерв свободного учебного времени в объеме (21) учебного часа (или 10 %) для реализации ав-торских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедре-ния современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на профильном уровне являют-ся:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятель-ность (от постановки цели до получения и оценки результата);
использование элементов при-чинно-следственного и структурно-функционального анализа;
исследование несложных реаль-ных связей и зависимостей; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объек-тов; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельно-сти и в повседневной жизни экологических требований;
использование мультимедийных ресур-сов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, созда-ния баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты изучения курса «Химия» приведены в разделе «Требования к уровню подго-товки выпускников», который полностью соответствует стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного под-ходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентировать-ся в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваива-ются и воспроизводятся учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельно-сти, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и на-целенные на решение разнообразных жизненных задач.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (210 час) МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час) Скачайте файл-архив!
|